В изучении языка очень важно не бояться ошибок. Человек, конечно, не хочет выглядеть глупо ни в какой ситуации, но вот в чём дело: все мы выглядим забавно и смешно, когда пытаемся говорить на иностранном языке, во всяком случае поначалу. Человеку с «короной» будет очень сложно выучить язык, потому что он просто не будет открывать рот, боясь показаться смешным.
Итак, главная ошибка при изучении языка – это боязнь совершать ошибки. Человек не должен бояться риска, выхода за пределы своей зоны комфорта, неожиданностей и забавных ситуаций. Учитель, в свою очередь, должен сделать ситуацию в аудитории максимально располагающей к раскрытию ученика, комфортной и бесстрессовой. Класс – место, где можно и нужно ошибаться. Ведь кто не ошибается, тот попросту ничего не делает! В идеале учитель преподаёт не только новый материал, но и рассказывает студенту о том, как учиться эффективно, а также делится стратегиями и приёмами, которые помогают ученикам стать более уверенными, мотивированными и, как результат, успешными. Тем не менее, несмотря на то, что риск – хорошее дело, не любой риск оправдан, и существуют те ошибки, которых следует по возможности избегать.
Приведём одну историю для примера. Франсуа Гуэн, учёный конца 19 века, был профессором латинского и греческого языков. Он интересовался изучением языков, писал книги, и его по праву считают научным «папой» Чарльза Берлица, известного лингвиста и революционера в преподавании языка. Звучит солидно и «академично», не так ли? Гуэн явно не мог совершать ошибок! Ведь это автор легендарного труда «Искусство преподавания иностранных языков» (с которым, кстати, настоятельно рекомендуется ознакомиться каждому учителю). Но вот факты.
Примерно в 1880 году Франсуа решил, что хочет учить немецкий. Он ушёл с занимаемой должности учителя и на год переехал в Гамбург. Умно? Думаем, ещё как! Где же ещё эффективно учить немецкий, как не в Германии. Но вот что он делает дальше…
Он проводит первые 10 дней, изучая немецкий в своей комнате! Насколько это разумно? За 10 дней он выучил 248 неправильных немецких глаголов, просмотрел книгу грамматики и отказывался выходить из комнаты, пока не запомнил все возможные правила. Наконец он явил себя свету и решил испытать свои знания. Франсуа направился в университет с тем чтобы прослушать лекцию на немецком.
Как вы думаете, каковы были его успехи? Мог ли он понять говорившего по-немецки профессора? Нет. Ни единого слова. В отчаянии Франсуа вернулся в свою комнату, где закрылся ещё на 8 дней. На этот раз он выучил 800 немецких корней и ещё раз повторил грамматику и неправильные глаголы. И вот он снова на пути в университет! Понял ли он что-либо на этот раз? Ни слова.
Чему нас учит эта история? Гуэн придерживается одной и той же провальной стратегии, несмотря на то, что она сразу показала свою несостоятельность. Лишь на третий раз он изменил подход и попросту… спустился в магазин, чтобы поговорить с людьми. Но и здесь его ждало разочарование. Стоило бедному учёному открыть рот, как немцы стали смеяться над ним! Каково было ему терпеть такое отношение? Ему, профессору! Привык ли он выглядеть глупо? Конечно, нет. Подводя итог, скажем, что конец этой истории трагичен. Гуэн вернулся в свою комнату и занялся переводом. Не помогло. Выучил книгу диалогов. Безрезультатно. Потратил месяц, чтобы запомнить 30000 слов. Ничего. Через год он вернулся домой, так и не выучив немецкого.
Что иллюстрирует эта печальная история? Конечно, важность практики и недостаточность одного только заучивания. Однако есть ещё один важный момент. Вспомним, почему Гуэну практика не удалась. Он боялся выглядеть смешно, а потому просто не практиковался после первого печального опыта в магазине. Мы все любим выглядеть умно. Если мы при этом взрослые люди, страх показаться смешными в нас воистину огромен, а зря! Из-за этого страха мы прячемся в раковину и выбираем те стратегии изучения языка, которые не подвергают нас риску выглядеть глупо. Человек выучит 100 слов в одиночестве вместо того чтобы проговорить 10 в ситуации живого общения, а всё просто потому, что он стесняется и боится. Выучить 100 слов – это хорошо, но мы помним о золотом правиле изучения языка: практика обгоняет теорию на этом трудном пути. Вот почему так важно не бояться рисков и относиться к себе с чувством юмора. Чем меньше студент боится ошибок, чем выше его готовность идти на риск, тем успешнее его путь в освоении иностранного языка. Об этом должны помнить как преподаватели, задача которых – создать комфортную обстановку в классе и снять с учеников страх, так и студенты, самостоятельно изучающие язык.
Автор: Linda Blinova