Глагольная система английского языка состоит из четырех основных блоков, по которым распределяются 1 – полнозначные, 2 – модальные, 3 – вспомогательные глаголы и 4 – глаголы-связки. Подобное деление английских глаголов на четыре различные группы обусловлено выполняемой ими в предложении синтаксической функцией и наличием или отсутствием лексического значения.
Смысловые (полнозначные) глаголы являются полностью самостоятельными глагольными единицами, заключают в себе полноценное лексическое значение и способны выполнять роль простого глагольного сказуемого. Например:
- My parents saw the Great Wall in China. – Мои родители видели (посетили, осмотрели) в Китае Великую Китайскую стену. (Здесь у нас глагол see является полнозначным и выполняет роль сказуемого в простом прошедшем времени).
Модальные глаголы, в отличие от смысловых, не называют процессы, состояния или действия, а выражают модальность, под которой понимается отношение действующего лица к происходящему. Такие глаголы могут выражать значения необходимости (внутренней или продиктованной внешними обстоятельствами), возможности — невозможности, желательности – нежелательности и вероятности — нереальности какого либо действия, выражаемого смысловым глаголом, в паре с которым они употребляются, образуя глагольное сказуемое (составное).
- His neighbour can lend him ten pounds, if that will help. – Его сосед может (в состоянии) одолжить ему десять фунтов, если это поможет. (Здесь у нас глагольное сказуемое является составным (модальный + полнозначный глагол) и выражает возможность действия, передаваемого смысловым глаголом).
Вспомогательные глаголы выполняют служебные функции и лексическим значением не обладают. С их помощью создаются аналитические формы – временные (сложные времена) и залоговые (пассивные конструкции). Таким образом, их предназначением является уточнение действенно-временных связей в предложении. Еще одной областью использования вспомогательных глагольных единиц является образование отрицательных и вопросительных предложений.
- But she didn`t look at the star in the West. — Но она не посмотрела на звезду на западе (простое сказуемое – отрицание при помощи to do – служебного глагола).
- Did you have her books bound? — Ты переплел ее книги? (Здесь у нас служебный глагол to do используется для создания вопросительной конструкции в прошедшем времени. В данном примере употреблен объектный оборот с Participle II для выражения действия, совершенного не субъектом, а иным лицом для данного субъекта).
Отличительной особенностью английского языка является такой факт, что именные сказуемые в обязательном порядке должны во всех временах иметь глагольные связки. Таким образом, глаголы-связки используются для образования сложных (составных) именных сказуемых. Такие глаголы выражают в составном сказуемом грамматические категории глагола – наклонение, время и число. Основной связкой выступает глагол to be, однако связующие функции могут выполнять и некоторые другие глаголы, например:
- Fashion magazines are her best friends. – Модные журналы – ее лучшие друзья.
- It was getting warmer every minute. – Становилось все теплее с каждой минутой.
- If she uses a face cream, her skin becomes better. – Если она использует крем для лица, ее кожа становится лучше.
Формы служебных глаголов
Глагол to be
- инфинитив – be;
- настоящее: 1 лицо ед. ч. – am; 3 лицо ед. ч. – is; все остальные лица ед. и мн. ч. – are;
- прошедшее время: 1 и 3 лицо ед. ч. – was; остальные формы чисел и лиц – were;
- причастие II – been;
- причастие I – being.
Примеры:
- He is living on his wages. — Он живет на свою заработную плату. (Здесь у нас служебный глагол to be в третьем лице ед. числа служит для образования сложной временной формы – длительного настоящего).
- Both boxes were broken. – Обе коробки были сломаны. (Служебный глагол to be в данном предложении служит для образования пассивного (страдательного) залога).
- инфинитив – do;
- настоящее: 3 лицо ед. ч. – does; все остальные лица ед. и мн. ч. – do;
- прошедшее время: все формы чисел и лиц – did.
Данный служебный глагол в совокупности со смысловым глаголом может образовывать следующие конструкции:
- отрицание во всех простых временах (будущем, настоящем и прошедшем);
- вопросы в простых временах (прошедшем и настоящем);
- использование данного глагола для эмоционального усиления высказывания, например: She does want him to enter this institute. – Она хочет, чтобы он поступил в этот институт. (В этом предложении употребление глагола to do подчеркивает силу желания субъекта);
- замена повторяющихся в предложении глаголов, например: She wrote the article better than he did. — Она написала статью лучше, чем он (это сделал).
Глагол to have
- инфинитив – have;
- настоящее: 3 лицо ед. ч. – has; все остальные лица ед. и мн. ч. – have;
- прошедшее время: все формы чисел и лиц – had;
- причастие – having.
Данный глагол вместе со смысловым образует аналитические совершенные времена – прошедшее (Past Perfect), настоящее (Present Perfekt) и будущее (Future Perfect). Продолжающееся совершенное действие (Perfect Continuous) образуется служебными глаголами to have + to be в паре соответственно выбираемому времени. Например:
- She has just destroyed his heady scheme. – Она только что разрушила его хитроумный план (прошедшее совершенное).
- He had (has / will have) been keeping the visitors waiting. – Он заставил посетителей ждать. (Здесь у нас в основном примере совершенное прошедшее, а в скобках варианты сказуемого для совершенного настоящего и будущего).
Сводная таблица глаголов английского языка по их основным классам
Смысловые (= полнозначные, знаменательные) | Модальные | Служебные (вспомогательные) | Служебные (глаголы-связки) |
говорить – speak | мочь, быть в состоянии физически, быть способным в умственном плане — can | have | be |
писать, набирать текст – write | мочь, иметь разрешение, возможность — may | do | become |
смеяться – laugh | быть должным, обязанным морально — must | be | get |
запирать – lock | быть обязанным, иметь моральный долг — ought | shall / will | grow |
держать – hold | в функции модального глагола = необходимость действия в наст. или буд. времени — need | should / would | feel |
Смысловые глаголы и те из них, которые могут использоваться кроме своего основного предназначения в качестве связки, приведены в таблице, естественно, не в полном объеме, а только лишь в качестве примера.